Основные упражнения для восстановления функции глотания
После инсульта в 30–35% случаев возникает нарушение глотания и если вы все еще думаете над тем, нужен афазиолог или нет, то лучше не тратить ценное время и записываться на прием. Работа с пациентом может начинаться даже в том случае, когда больной потерял мобильность и пока что питание происходит через зонд.
Функция глотания чаще нарушается после перенесенного инсульта, но иногда некоторые пациенты замечают, что за несколько дней, а то и недель до инсульта, ухудшается функция глотания, наблюдается кашель и буквально сложно проглотить даже небольшой кусочек мягкой пиши. Это связано с первыми признаками ухудшения кровообращения в головном мозге и может быть сигналом, что стоит ближе присмотреться к состоянию здоровья.
Профессиональный логопед-афазиолог поможет в решении вопроса, когда дисфункция проявилась максимально выражено, и медлить никак нельзя. Дело в том, что при нарушении привычной функции питания фрагменты еды или жидкости могут попасть в гортань, вызвав удушье, а в худшем случае даже в полость легких.
Основные методики
Несмотря на то, что глотательный рефлекс относится к врожденным, сбой, связанный с травмой головного мозга, может вызывать ухудшение работы определенных мышц, отвечающих за это. Глотание – сложный процесс, который требует координации мышц пищевода, лица и непосредственно мозговых центров. При акте глотания задействуется 22 лицевые мышцы, и если хотя бы одна выходит из строя, то весь процесс также нарушается. Восстановление речи после инсульта логопедом-афазиологом тесно связано с регенерацией навыков глотания. Сначала необходимо применять упражнения, что направлены на такие результаты:
- возможность приема не только мягкой и жидкой пищи;
- получение пациентами навыков самостоятельного, безопасного приема пищи.
На старте занятий афазиолог-реабилитолог в буквальном смысле учит человека заново есть. Пациент должен потреблять пищу и воду в сидячем положении, но, если такой возможности нет, стоит обеспечить подъем головы на 30 градусов, лежа в кровати. Далее методика упражнений подбирается с учетом основных этапов глотка:
- открытие рта;
- пережевывание пищи;
- формирования комка;
- непосредственно глотание.
Логопед-афазиолог для взрослого рекомендует сначала проводить репетиции, детально рассказывая, что за чем идет, ведь часто нарушение функции связано с дисфункцией работы мышц в выполнении, казалось бы, обычных процессов в повседневной жизни. Каждый этап детально проговаривается, с пациентом установлен тесный доверительный контакт. Специалист рассказывает, как правильно отвести еду к горлу, как набирать дыхание, не давиться. По завершению приема пищи должно пройти 10–20 минут, чтобы человек смог занять лежачее положение.
Основные упражнения от логопедов для взрослого после инсульта
- Имитация звуков.
- Имитация глотка, полоскания рта.
- Широкое открытие и закрытие рта как при зевании.
- Легкие покашливания.
- Издание звуков храпа.
- Изображение свиста с целью напряжения мышц.
Как правило, на практике такие упражнения используются в начале занятий и помогают подготовить мышцы к дальнейшей работе. Следующим этапом следуют такие упражнения:
- Твердое произношение гласных звуков 3–5 раз, как бы тужась.
- Произношение звука «Г» в позиции высунутого языка.
- Глотание капель воды из пипетки, а затем малых доз из ложки.
- Произношение звука «Ы» беззвучно максимально выдвигая челюсть наперед.
Консультация афазиолога предусматривает и такой комплекс упражнений, что успели доказать свою эффективность:
- Затаить дыхание, и насколько хватит воздуха протягивать звук «М».
- Постукивать зубами, произнося определенные согласные звуки.
- Тянуть гласные звуки, активизируя работу гортани.
Специалист также порекомендует, как составлять рацион. Прежде всего, пища должна быть густая, а в меню не должно быть никаких крошащихся продуктов, ведь ими легко можно поперхнуться (печенье, орехи, продукты со злаками). Важно, чтобы пища была богата на витамины, минералы и способствовала общему восстановлению организма после инсульта.
Дыхательная гимнастика
Крайне важно, чтобы пациент научился дышать, брать воздух в акте глотания тогда, когда это безопасно, и чтобы с ним не попали фрагменты еды в дыхательные пути. Логопед-афазиолог на дому, как и во время занятий в больнице, особый акцент делает на дыхательную гимнастику. Ее основу составляют такие упражнения:
- Поэтапное чередование глубокого вдоха и выдоха.
- Глубокий вдох, закрепить безопасно и не больно кончик языка зубами, стараться произнести: «Нананана».
- Глотание слюны и соблюдение правильности вдоха и выдоха.
- Покашливание с высунутым языком.
- Набирать воздух через рот, делая губы «трубочкой» или «кольцом».
Важность логопедического массажа
Логопедический массаж речевых зон позволяет восстановить функцию глотания и положительно сказывается на восстановлении языковых навыков, и общей реабилитации после травмы головного мозга. В зависимости от степени повреждения и от того, если ли нарушение произношения назначаются определенные процедуры.
После достижения положительного результата, его закрепления и состояния, когда пациент может самостоятельно есть, не закашливаясь и не давясь пищей или водой, можно проводить занятия и консультации логопед-афазиолог в Екатеринбурге online.
Стоит набраться терпения не только самому пациенту, но и его близким. У каждого скорость восстановления разная, но в среднем для возвращения к полноценному навыку приема пищи может уйти несколько месяцев. Практично сразу заниматься упражнениями для восстановления речи после инсульта у взрослого, чтобы поддерживать психологическое состояние, минимизировать риски проявления депрессии. Стоит помнить о том, что во время еды нельзя отвлекаться, смотреть телевизор, вести разговоры. Пища и напитки должны быть теплыми и ни в коем случае не горячими.
Помогите своим близким вернуться в привычный жизненный ритм, записав их на консультацию к афазилогу для формирования дальнейшей программы лечения.