Афазия – это сложное заболевание, что связано с нарушением речи или ее восприятием, и может быть результатом перенесенного инсульта, травм или оперативных вмешательств на мозге. Первые упоминания об афазиологах, но в контексте логопедии, датируются XVII веком, но при этом основной акцент в работе был направлен на лечение речи при поврежденном слухе. В отдельную науку лечение афазии, ее форм было выведено во второй половине XIX века. Первый научный труд, посвященный анализу связи после повреждения мозга и утратой речи, принадлежит французскому неврологу Полю Брока, который опубликовал статью в 1861 году. Его именем названа зона в мозге, при поражении которой необходимо восстановление речи, а невозможность говорить – афазией Брока. Через 13 лет немецкий ученый Карл Вернике описал случаи, когда пациенты после травмы говорили, но речь была непонятной и бессвязной. Его именем названа затылочная зона, отвечающая за этот аспект.
На протяжении практически столетия логопедия изучала афазию у детей, искала пути коррекции двигательных функций артикулирования. Интересно, что параллельно изучались проблемы дыхательной системы.
Переход от медицинского в педагогическое направление
Расширение и углубление знаний перевели афазию как направление логопедии из раздела, что предусматривал медицинское лечение, в сторону педагогического содержания. Речь стала рассматриваться как системное образование, что параллельно изучается физиологией, языкознанием и психологией. Логопед-афазиолог после инсульта максимально быстро должен провести диагностику и назначить комплекс упражнений, направленный на такие результаты:
- улучшение произношения отдельных звуков, слогов и слов;
- улучшение восприятия речи;
- повышение социальных навыков;
- улучшение функции глотания;
- минимизация рисков рецидивов;
- снижения вероятности депрессии на фоне того, что пациент не может выговаривать слова или делает это крайне непонятно для окружающих.
Научная мысль
Афазиология постепенно развивается и часто ее выделяют в раздел дефектологии. Стоит отметить, что инновационные разработки как в сегменте логопедического массажа, восстановительного обучения при афазии набирают новых направлений, появляются методики, что завоевывают признание за счет доказанной эффективности. Такие результаты публикуются в научных изданиях, самое старшее из которых датируется 1969 годом – именно тогда вышел первый выпуск «Дефектологии». Афазиолог-логопед в Екатеринбурге постоянно изучает новые направления, увеличивает научный и практический кейс знаний, черпая информацию в статьях научных деятелей и готовя собственные материалы.
Восстановление речи после черепно-мозговой травмы начинается с диагностики и проведения консультации афазиологом, которые можно организовать даже в режиме online. Далее назначается комплекс упражнений, которые при положительной динамике пациент может выполнять самостоятельно, но под контролем специалиста. Как долго идет восстановление после инсульта, комы или черепно-мозговой травмы зависит от таких факторов:
- насколько оперативно после травмы было назначено лечение;
- начальное состояние пациента;
- заинтересованность и мотивация человека в лечении;
- точность и регулярность выполнения упражнений.
Роль врача крайне важна в процессе восстановления и возвращении привычного образа жизни. Он и афазиолог, логопед, дефектолог для пациентов с разными проблемами и в разном возрасте. Афазиолог реабилитолог может заниматься непосредственно в палате, на дому, помогая пациенту шаг за шагом улучшать речевые навыки. Найти афазиолога в Екатеринбурге с выездом на дом по доступной цене можно именно на этом сайте.